ПАМЯТКА ВЫПУСКНИКУ
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ И
СДАЧЕ ЕГЭ»
Дорогие ребята!
Надвигается
предэкзаменационная пора, пора выпускных и приемных экзаменов с ее радостями и
разочарованиями. Вам предстоит преодолеть свой первый серьезный жизненный
барьер - переход вовзрослую самостоятельную
жизнь в современном обществе.
С различными контрольными
работами, сочинениями, диктантами, тестированиями и другими испытаниями вы встречались с первых дней обучения в школе. Успех в этих
случаях зависит от того, насколько полно и
правильно вы сможете применить полученные Вами знания, дополнительную информацию.
Каждому из нас важно
регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Сделайте все для того, чтобы
справиться со своим волнением и напряжением в процессе подготовки и сдачи экзамена. Мы уверены, Вы это сможете. Необходимо лишь четко осознать, что очень многое зависит только
от Вас.
«Сбросить» внутреннее
напряжение и успокоиться при
подготовке к сдаче экзамена Вам помогут методы
саморегуляции.
Основной способ саморегуляции - самовнушение. Самовнушение должно быть
позитивным, жизнеутверждающим («я хочу...», «я могу...», «я знаю...») и
предполагает многократное повторение.
Применение
подобных способов саморегуляции, поможет
Вам и во время экзамена обеспечить самообладание и
выдержку, адекватные проблемной ситуации, неизбежно
возникающей при испытаниях.
Рекомендации по подготовке к экзамену
Сначала подготовь место
для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники,
пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
Можно ввести в интерьер
комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную
активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
Составь план занятий на
каждый день. Для начала определи: кто ты - "сова" или
"жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние
или вечерние часы.
Начни с самого трудного,
с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно
"раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше
всего интересен и приятен.
Чередуй занятия и отдых:
40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв.
Структурируй материал за
счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и
потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
Выполняй как можно
больше различных опубликованных
тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят
тебя с конструкциями тестовых заданий.
Тренируйся с
секундомером в руках, засекай время выполнения
тестов (на задания в части А в среднем
уходит по 2 минуты на каждое).
Если
устали глаза, значит, устал и организм:
Посмотри попеременно вверх-вниз (15 сек.),
влево-вправо (15 сек.); Нарисуй глазами своё
имя, отчество, фамилию; Попеременно фиксируй
взгляд на удалённом предмете (20 сек.),
потом - на листке бумаги перед собой (20 сек).
Готовясь к экзаменам,
никогда не думай о том, что не справишься с
заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину
триумфа.
Для
снятия внутреннего напряжения используй простые психотехнические упражнения.
Рекомендации психолога.
- Главным условием
успешной сдачи экзамена были, и остается хорошая предметная подготовка.
- Необходимо начинать
готовиться к экзаменам заранее,
по частям, сохранять спокойствие.
- В перерывах между
занятиями слушайте расслабляющую музыку, танцуйте, делайте спортивные упражнения, принимайте
душ.
- Не пытайтесь учить все
наизусть. Уясните смысл вопроса, а затем,
выделив наиболее яркие образы, детали, фон, попытайтесь представить мысленно
или на бумаге в цветных рисунках, схемах основное содержание материала в виде
рекламного ролика или плаката.
- Зафиксируйте полученный результат в памяти. Перед подготовкой ответа на
экзамене постарайтесь ненадолго закрыть глаза или посмотреть в окно, на стену и
мысленно воспроизведите закрепившуюся в памяти картинку. Сознание может дорисовать ее.
- Важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон,
замечать все новое в привычном, сравнивать, искать нестандартные решения.
Во время тестирования:
Сосредоточься! Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Ты как бы освободишься от нервозности, и
вся твоя энергия потом будет направлена на более
трудные вопросы.
Читай задание до конца! Это верный способ не совершить досадные ошибки.
Думай
только о текущем задании!
Исключай! Не ищи правильный ответ, а последовательно исключай
те варианты ответов, которые явно не подходят.
Проверь! Оставь время для проверки своей работы.
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, то доверься интуиции!
Не
огорчайся! Стремись выполнить все задания.
Психотехнические упражнения:
Дыхательное
упражнение. Сядьте удобно.
Сконцентрируй дыхание.
1 фаза (4-6 сек.): глубокий вздох через нос;
2 фаза (2-3 сек.): задержка дыхания;
3 фаза (4-6сек.):
медленный, плавный выдох через нос; через нос;
4 фаза (2-3 сек.): задержка дыхания и т.д. Упражнения выполняются 2-3
минуты.
Техника
мышечного расслабления "Лимоны"
Фаза
напряжения:
Дышите
ровно, спокойно. Представьте, что вы держите в каждой руке лимон и выжимаете из
него сок.
Сожмите пальцы мышцы рук –
кулаков, предплечий, плеч. Кулаки сжимаются
так сильно, что все мышцы рук начинаютдрожать.
Фаза
расслабления:
Представьте, что Вы уже
выжали весь сок из лимонов и отпустили их. Разожмите
кулаки. Расслабьте
все мышцы.
Медленно выдохните.
Почувствуйте приятную тяжесть и тепло в руках..
Разговор с самим собой. Часто тебя пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того чтобы снизить тревожность по поводу непредсказуемых
моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать тебе поговорить с самими
собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на
экзамене и заранее продумать
свои действия. Следует спросить себя: какая реальная опасность
таится в этом событии? чего я боюсь? что в этом случае нужно будет сделать? Каковы возможные трудности экзамена для меня
лично и как их облегчить?
Метод
Иозефа Вульпе. Этот
метод заключается в следующем: воображая и
переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию,
несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться). Чтобы использовать
эту технику применительно к предстоящему экзамену, тебе можно составить
«лесенку» ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые
приводят к тревожному событию.
«УСПЕХОВ ВАМ!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий